Экология и строительство железных дорог

Экология и строительство железных дорог

Госдума на заседании во вторник рассмотрит законопроект о выводе из-под целого ряда экологических ограничений проекта по строительству и реконструкции Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей, в частности, поправки позволяют до 31 декабря 2024 года проводить сплошную вырубку леса на Байкале.

Поправки в законопроект (N866900-7) были одобрены комитетом по транспорту и строительству в конце прошлой недели.

В федеральный закон об охране озера Байкал депутаты предлагают внести исключение, по которому до 31 декабря 2024 года в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Уточняется, что строительство, реконструкция объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности БАМа/Транссиба, на землях лесного фонда допускаются с «проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий». Перечень объектов инфраструктуры, под которые на Байкале можно будет проводить сплошные рубки леса, будет установлен правительством.

«В указанный перечень наряду с такими объектами включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством, реконструкцией таких объектов»,

— говорится в законопроекте. В перечень запрещено включать объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также объекты рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования БАМа/Транссиба.

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях предлагается дополнить положением, по которому до 31 декабря 2024 года региональные власти, органы местного самоуправления могут принимать решения об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения. Они могут исключать из границ таких территорий земли, если они предназначены для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Ранее, в декабре 2009 года, подобное исключение было принято для строительства объектов к Олимпиаде в Сочи, законом была предоставлена возможность аренды участков на территориях национальных парков.

Закон об экологической экспертизе дополняется положением, по которому до 31 декабря 2024 года при строительстве объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в границах особо охраняемых природных территорий необходимо проводить только государственную экспертизу проектной документации, проведение государственной экологической экспертизы не требуется. В данном случае к объектам модернизации магистральной инфраструктуры относится не только проект БАМ/Транссиб, но автомобильные дороги общего пользования, мосты, морские и речные порты. Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых предполагается установить ряд экологических исключений, также будет утверждаться правительством РФ.

Минприроды с 2015 года разрабатывало законопроект, который позволяет вести сплошную вырубку леса на Байкале для проекта БАМ/Транссиб.

В конце апреля вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что правительство разрабатывает законопроект по снятию административных ограничений для модернизации данного проекта. Он напомнил, что речь идет о модернизации 5 тыс. км железной дороги от станции Тайшет на БАМе до дальневосточных портов. «По сути, мы должны пропускную способность сегодняшнего БАМа и Транссиба поднять в два раза. Мы сейчас готовим специальный закон по облегчению условий строительства, по снятию ограничений административных. Считаем, что это, конечно, даст свой очень серьезный прорыв», — сказал он.

В начале мая министр транспорт Евгений Дитрих сообщил о необходимости перенести выделение 30,5 млрд рублей из ФНБ на БАМ/Транссиб с 2021 года на 2020 год и всего в этом году выделить 60,5 млрд рублей.

строительство железных дорог